Изображения   Тексты   Гностицизм

Гностицизм, гностики, гнозис

Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше.
Для меня так это ясно, как простая гамма.

А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"
Что такое гностицизм? Этот термин придумали в 19 веке, для обозначения ряда религиозно-философских учений 2 века н.э. (и более поздних). Последователей этих учений называют гностиками.

Чем интересен гностицизм? Некоторые исследователи называют его "тёмным двойником христианства", и даже высказывают предположение, что именно гностицизм был истинным христианством, а оформившаяся позже "ортодоксальная" доктрина исказила первоначальное учение Иисуса.

Гностики называли себя истинными христианами, а ортодоксов обзывали словом "ромеи" (римляне). Ортодоксальных христианских апологетов это очень возмущало, и они, в свою очередь, обзывали гностиков еретиками.

Одна из основных тем в сочинениях христианских апологетов того времени - "опровержение ересей", главным образом гностических. О ересях писали Тертуллиан, Ириней Лионский, Епифаний и др.

После того, как ортодоксы пошли на союз с властями римской империи, они задействовали ресурсы государства для борьбы с еретиками.
Известно обращение костантинопольского патриарха Нестория: "Царь, дай мне землю, очищенную от ересей, а я за это дам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и я помогу тебе истребить персов". Христианский император Юстиниан начал сжигать еретиков живьём.

Борьба официальной церкви с еретиками с разной интенсивностью продолжалась несколько столетий. Сочинения еретиков (гностиков, манихеев и др.) также методично уничтожались, поэтому сейчас приходится реконструировать эти учения в основном по цитатам из анти-еретических трудов христианских апологетов.

Большинство найденных оригинальных гностических трактатов имеют коптское египетское происхождение. Исследователи объясняют это тем, что у ранних христиан-коптов был запрет на уничтожение текстов, в которых встречается слово "Бог". Поэтому, вопреки "директивам сверху", еретические писания не уничтожались, а прятались.



В чём суть гностицизма? Можно выделить несколько моментов, общих для большинства гностических учений.

Гностики рассматривают наш мир как результат ошибки, аварии, случившейся в процессе творения.

Бог-Отец начал создавать плерому (полноту) совершенных эонов, и поначалу всё шло нормально. Но в какой-то момент один из эонов проявил своеволие, и всё пошло враскосяк. Как одно из последствий "аварии", возник этот несовершенный материальный мир, который изначально никто не собирался создавать. Творцом этого мира гностики считают больного, несовершенного Демиурга, который в свою очередь является порождением эона-нарушителя.

Это, конечно, очень упрощенное описание, однако оно даёт некоторое представление о духе гностических учений.



— Почему вас интересует гностицизм?

— Лично меня интересует всё, что даёт возможность переструктурировать
действительность, взглянуть на неё в другом свете, что ли.
Ну и гностицизм в том числе.

http://www.livejournal.com/community/ru_gnostik/1569.html



dugin(4k) — Отрывок из "Метафизики Благой Вести" А.Дугина о гностиках.



mif(55k) — Один из вариантов гностического мифа (по Иринею и Ипполиту), реконструкция Афонасина. Как сказал brother2: "Далеко современным фантастам до старых мастеров" :-)



gnostpam(41k) — "Античное христианство и гностицизм", статья Дмитрия Алексеева.
Автор излагает свои доводы в пользу гностического характера раннего христианства.



loginov_foma(61k) — "О датировке Евангелия от Фомы. Гностицизм и проповедь Иисуса". Александр Логинов.
В данном исследовании рассматривается проблема: мог ли Иисус в принципе проповедовать гностические идеи? Очень интересный и познавательный текст.

Оказывается, гностические мотивы присутствуют не только в "Евангелии от Иоанна" и посланиях Павла. Но даже в прямой речи Иисуса, которая приведена в "Евангелии от Луки"( 7:35) и "Евангелии от Матфея" (11:19), есть фраза: "И оправдана София всеми её порождениями"!



Взгляд на гностицизм "с иудейской колокольни". Как относятся к гностицизму иудеи ортодоксальные и не очень?

http://www.zionet.co.il/maof/article.php3?id=1621&type=a&sid=484
«И да не будет надежды клеветникам-доносчикам; и все изменники пусть немедленно сгинут; и все враги народа Твоего будут истреблены; и злоумышленников искорени, и сокруши, и уничтожь, и низвергни, и покори – в скором времени, в наши дни». (Из молитвы 18 благословлений)
Это «благословение» добавлено в молитву 18 благословлений в дни Второго храма когда стали возникать секты еретиков (гностиков и христиан). Эти группы не только отошли от традиций иудейской веры, но и сотрудничали с врагами Израиля, шпионя, донося и организуя интриги. «Цель этого благословения», - говорит раввин Адин Штайнзлиц в своей книге «Молитвенник и молитва», - «с одной стороны – молиться о гибели вероотступников-доносчиков, а с другой – устрашить их».
[Зеэв Галили]

http://www.israel-forum.org/archive/index.php/t-17691.html
Гностицизм родился скорее всего в иудаизме, перед началом нашей эры и был уничтожен христианами около 4 в. нашей эры. Его часто называют "пессимистической религией", хотя на самом деле он скорее "мистический экзистенциализм". В иудаизме того времени назревал дуализм, который иудеи "подцепили" у зороастрийцев во время Вавилонского плена. Апокалиптические настроения, постоянные войны - все это способствовало переменам в массовом сознании. (Даосизм тоже сформировался в продолжительное время гражданских войн в Китае, кстати. Видно это хорошее время для философии :) ). Некоторые "ереси", секты иудеев развили идею дуализма дальше, впитывая теперь кроме иудейской также греческую философию (аллегорическое толкование священных текстов у стоиков, неоплатонизм) и мистерии Ближнего Востока. Именно одной из гностических сект и были христиане. Далее, по ходу укрепления позиций последнего, гностицизм впитал и многие мотивы Христа, Сына Божьего (однако преобладал докетизм, соответствующий аллегорическому восприятию догм), тем более для этого была хорошая база в виде мистерий.
В конце концов иудаизм отказался от дуализма, вернувшись в свое бывшее состояние индифферентности, зачатки дуализма остались в основном в мессианской идее. Дальнейшее развитие пошло только в мистическом плане, в Каббале, где они в принципе продолжили путь гностиков. Христианство же развило идею дуализма, введя ее в свою догму, однако полностью пренебрегая одной частью - зло, тьма, инь, женское и т.д. До сих пор христиане избегают называть свою религию дуалистической, прикрываясь принципом privatio boni св. Августина (зло есть отсутствие добра. добро от Бога, зло от человека). Гностицизм, хоть и имел огромное влияние на первых христиан (вернее тогда вряд ли кто-то мог отличить христианина от гностика), например Ориген или Климент Александрийский и др. Однако после становления христианских догм, был объявлен ересью и уничтожен. Осталось очень мало гностических текстов.

znanie(16k) — "Знание в изгнании". Дмитрий Сливняк.
Статья о гностицизме, с юмором написанная. В ней есть несколько точных замечаний. Правда в конце автор почему-то скатывается чуть ли не на пропаганду гностицизма. Как-то это странно.



Недавно беседовал с одним человеком, который называл себя магом и утверждал, будто может получить любую информацию о чём пожелает. Я спросил у него: "Так что же в действительности проповедовал Иисус, и как на самом деле всё происходило?"

Ответ мага: "Иисус с братом Яковом были правоверные иудеи, они подбивали народ на бунт против Рима, но облекали свою пропаганду в аллегорическую форму. За эту пропаганду римляне Иисуса и казнили. А римский агент апостол Павел получил задание "перевести стрелки" на евреев. Он представил всё дело так, будто евреи сами виноваты в казни Иисуса, а римляне даже были против."

Такая версия вызывает большие сомнения в способностях упомянутого мага. Неужели Павел сам (или с чьей-то помощью) придумал это новое учение? Такие вещи по заказу не делаются, совсем другой уровень. По заказу государственная бюрократия может родить только что-нибудь наподобие неказистого гибрида
"православие-самодержавие-народность".



На некоторых сайтах в интернете пишут, что Егор Гайдар у нас — гностик. Утверждают, что он сам себя так назвал. Это неправда. Я смотрел по TV передачу с его участием. Когда его спросили, верит ли он в Бога, то он ответил: "Я - агностик". Но так как он имеет привычку "проглатывать" гласные в начале слова, то прозвучало это как "я - гностик". И любой может в этом убедиться, введите в Яндексе два слова: "Гайдар агностик". Тщательнее надо проверять информацию, господа сетевые журналисты.



afonasin(9k) — интервью с Евгением Афонасиным. Он профессионально изучает историю гностицизма, много переводит. В этом интервью он в частности подвергает критике теософов и "оккультистов" за спекулятивный и ненаучный подход к наследию гностиков.



marcion_apostol(110k) — Сравнение двух разных вариантов посланий апостола Павла: канонического и изданного гностиком Маркионом. Автор пытается доказать, что Маркион обнародовал подлинные послания Павла, а общепринятая в наше время каноническая версия была создана путём редактирования текста Маркиона.

Маркион Синопский (85-ок.160) — гностик-дуалист, сын епископа, создавший церковную организацию "для народных масс" на основе гностического учения. По свидетельству ересиологов, он первый составил и издал тексты cвященного писания (свою версию). В противовес этому "ортодоксы" составили свой вариант евангелия — почти тот же самый, который мы имеем на сегодняшний день.

Существует сайт, посвященный Маркиону:
http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3827/Library.html Здесь можно найти евангелие Маркиона (текст был частично восстановлен по цитатам из трудов христианских ересиологов, так как оригинальный документ не сохранился). Также есть интересные статьи и исследования. Правда всё это на-английском.



Иреней, а вслед за ним и другие церковные писатели, "отцом всех ересей" и первым гностиком называют Симона Мага. Симон упоминается в Новом Завете и "Деяниях апостолов". Там не много сведений о нём, и все на уровне: "путался тут под ногами апостолов какой-то фокусник и проходимец". Как водится, его сочинения не сохранились, и информацию о нём приходится собирать по крупицам в трудах ересиологов. Интересную работу в этом направлении проделал некто "брат Нил":
http://apokrif.fullweb.ru/study/acts_simon.shtml

В качестве основного источника данных о Симоне и его мировоззрении автор использовал раннехристианское произведение "Климентины": "Беседы" и "Встречи" в разных редакциях. Это текст с иудейским уклоном — Иисус там представлен как один из иудейских пророков. Что интересно, апостол Павел представлен в нём как еретик, также как и сам Симон. И это, пожалуй, единственное сочинение, в котором Симону дают возможность высказаться. Перед нами встаёт мощная фигура философа, умнейшего человека.

Вообще, "Климентины" — текст очень яркий, захватывающий. Как пишут в интернете, он явился одним из источников немецкой «народной книги о докторе Фаусте» (историческом лице XVI в.), которая, в свою очередь, легла в основу разработок сюжета о Фаусте. К сожалению, русского перевода "Климентин" не существует, у меня есть только английский: clement.rar(287k)

Возможно, в ближайшем будущем кто-нибудь возьмётся за русский перевод "Климентин" с греческих и латинских оригиналов, с учётом уже имеющегося английского перевода.



discuss(155k) — обсуждение статьи Дм. Алексеева "Античное христианство и гностицизм" на форуме sufism.ru.

В защиту ортодоксальных взглядов выступали участники "силоам" и "Strannik". По-моему, единственный сильный довод в пользу ортодоксального истолкования христианского учения вот этот:
"Возникает вопрос почему именно эта традиция победила, ведь если формирование канона происходило в 1-2в. когда христианство не было еще признано государством и ей не мог помочь так сказать кесарь, то вполне возможно это исходило от тех христиан которые составляли главный костяк древней церкви. И они решали что действительно надо включить, что обьявить ересью, а что спрятать от большинства."



— Все религии ведут к одному.
— Почему?
— Так ведь это очевидно, во всех священных писаниях говорится о боге, добре.
— Реально везде говорится о разном Боге и разном Добре.

(c) М.Искрин   http://miskrin.narod.ru/works/articles/rag2.htm



НАРКОМАНЫ-ПСИХОНАВТЫ :-)

Церковный ересиолог Епифаний в своём трактате "Панарион" пишет о гностиках, что они «славились своими магическими ухищрениями, заклинаниями, приворотными зельями, праздниками  любви (filtra kaicarithsia), духами-союзниками, "галлюциногенами" (paredrouV kai oneiropompouV) и другими злодействами (kakourghmata)». «Окончательно затуманив себе разум, они убедили себя в том, что таким образом их души получают силу, достаточную для того, чтобы победить как самих архонтов и создателей этого мира, точнее сказать, ремесленников, так и всё ими созданное...».

"Панарион" написан около 374-376 гг. н.э. Христианство тогда ещё не было официально провозглашено государственной религией римской империи.

http://www.biblicalstudies.ru/Books/Afonasin3.html



Сохранился свод ранних римских законов о религии, так называемый «кодекс Феодосия». Он был составлен по указанию императора Феодосия II и опубликован в 438г. Ознакомление с этим кодексом помогает понять, каким образом христианство стало "государственной религией" римской империи и какие трансформации оно при этом пережило.

Историю "государственного христианства" можно отсчитывать с 380 года, когда императором Феодосием I (Великим) был издан эдикт de fide catolica (cunсtos populos):

Мы повелеваем, чтобы все народы, которые подчинены нашему милостивому правлению, стали исповедовать религию, переданную римлянам святым апостолом Петром, которая была точно сохранена традицией, и которую сейчас исповедуют папа Дамас и епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Согласно учению апостолов и доктрине Евангелия, будем верить в единое Божество Отца, Сына и Святого Духа в их равном величии и Святой Троице. Мы даем последователям этой веры название кафолических христиан; а что касается остальных, которых считаем сумасбродными безумцами, мы присваиваем им позорное звание еретиков, и не разрешаем называть церквями их сборища. Они подвергнутся, во-первых, божественному осуждению, а во-вторых, строгим наказаниям от нашей власти, направляемой небесной мудростью.
Прямо по пословице: "Что не удалось победить, то следует возглавить" :-)
Император не собирается отказываться от своей божественности. Напротив, руководимому небесной мудростью цезарю лучше знать, кто верит правильно, а кто еретик.

В 383 г. Феодосий созвал "собор всех ересей", на котором заставил ересиархов представить ему письменное изложение их учений. Приняв от каждого такое изложение, Феодосий одобрил только ортодоксальное, соответствующее Никео-Константинопольскому символу веры, а остальные разорвал.

Не существует полного русского перевода кодекса Феодосия. Английский перевод есть, но я не нашёл его в интернете. Подстрочный перевод на русский язык некоторых законов кодекса можно почитать в этой статье: theod(50k)

Полный текст шестнадцатой книги кодекса Феодосия на латинском здесь



Недавно было обнаружено древнее апокрифическое "Евангелие Иуды". Вернее обнаружено оно было давно — около двадцати лет назад, и всё это время ходило по рукам разных тёмных личностей, главной заботой которых было срубить побольше бабок.

Здесь эта история описана во всех подробностях:
http://carians.jedi.org.ua/tiki-read_article.php?articleId=94
http://carians.jedi.org.ua/tiki-read_article.php?articleId=95

Сейчас переводом этого текста с коптского занимаются два профессора. Результат обещают обнародовать к Пасхе 2006 года. Похоже, владельцы хотят сделать из этого какую-то сенсацию. Хотя из тех фрагментов, которые профессор Хедрик уже опубликовал, видно, что это типично гностический текст, он очень похож на те апокрифы, которые были найдены в Наг-Хаммади, и ничего особо сенсационного не содержит.

ev_iuda(7k) — отрывки из апокрифического "Евангелия Иуды", переведенные профессором Хедриком (из его рабочих материалов);



liturg(6k) — о гностических истоках церковного богослужения, отрывок из "Лекций по исторической литургике" В.А. Алымова.

Что ни возьми – всё сначала появилось у гностиков. Сам собой напрашивается вывод, что "ортодоксы" (вернее те, кто впоследствии заняли господствующее положение в церкви) не обладали большим влиянием в ранней церкви, а скорее находились на периферии.



gnosis(138k) — расширенный и дополненный вариант статьи Дмитрия Алексеева "Античное христианство и гностицизм".

По-моему, автор не совсем прав, когда утверждает, что гностическое христианство полностью чуждо иудаизму. Во-первых, вне контекста иудаизма оно вообще непонятно, а во-вторых, и в Ветхом Завете есть тексты, проникнутые настроением вполне гностическим: "Экклезиаст", "Книга Иова", "Премудрость Соломона" (очень похоже на Софию).



Гностическое происхождение учения о мытарствах души.

Учение о посмертных мытарствах души не является догматом в православной Церкви. Мнение о нём среди верующих неоднозначное. Оно плохо вписывается в догматическое богословие, выглядит как нечто излишнее. В самом деле, зачем ещё нужен некий "Частный Суд" души?

Однако, это учение широко практикуется через поминовение умерших, через панихиды, а также в похоронных обрядах. Например, у одра умирающего члена Церкви читается тропарь: "Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного их словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно, отходяща от земли"

Это типично гностическая картина подъема души через эоны. Основная задача гностика при этом - миновать архонта (князя) мироправителя. Описание посмертного восхождения души встречается в нескольких гностических апокрифах.

В католическом христианстве никаких мытарств нет. Я предполагаю, это из-за того, что Рим с самого начала был "антигностическим" центром империи. На востоке же многие гностические "пережитки" сохранились, хотя и в сильно искажённом и деградировавшем виде.

http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=48565



В 2000 году Новгородской археологической экспедицией был найден кодекс (дат. около 1020 г. н.э.) – триптих из трех навощеных дощечек. Это древнейшая книга Руси. Помимо основного текста – двух псалмов, кодекс содержит «скрытые» тексты, сохранившиеся в виде слабых отпечатков на дощечках под воском.

Академику РАН Андрею Зализняку удалось восстановить значительную часть «скрытого» текста. Оказалось, что там есть около-богомильские (или павликианские) еретические высказывания.

Кто такие павликиане и богомилы? Пётр Сицилийский в своём сочинении прямо называет павликиан наследниками древних гностических ересей. А болгарских богомилов можно считать продолжателями дела павликиан. Через богомилов на Русь проникали еретические сочинения, ортодоксы называли их "болгарскими баснями".

novgorod(11k) — две статьи о Новгородском кодексе из интернета.

mitrius(41k) — обсуждение расшифрованных фрагментов.

Суздальская церковь святого Александра Армянина, преподобного воина Христова, хе-хе :-)



Гностицизм в Евангелии от Иоанна

turmel(63k) — Жозеф Турмель, "Маркионитское происхождение четвертого Евангелия".

Автор делает смелое предположение, что четвёртое Евангелие (от Иоанна) было создано в маркионитской общине. На самом деле, правильнее было бы говорить об идейной общности этого Евангелия и учения Маркиона.



ГНОСТИКИ И МАГИЯ

Ересиологи обвиняли гностиков в занятиях магией. И не только они. Философ Плотин писал в своём трактате "Против гностиков":

"Есть еще один пункт в их учениях, который уже попросту вызывает отвращение. В якобы священных формулах, которые ими же и сочинены, они вещают о самых божественных, трансцендентных сущностях просто произнося заклинания, заговоры и напоминания о предшествующих событиях. Они уверяют, что высшие силы, послушавшись призыва и ведомые словом станут служить нуждам любого из тех, кто обучен ими подобным трюкам: каким-то мелодиям, звукам, особым образом направляемым вздохам, шипящим плачам, взвываниям и т. п., чему приписывается магическая власть над истинно-сущим. Хотелось бы знать, как, по их мнению, подобные вещи могут воздействовать на бестелесные субстанции. Неужто им не очевидно, что сила, которую они приписывают собственным словам, так бесконечно далека от величия Божия?"

Цельс в своём полемическом сочинении "Правдивое слово" также неодобрительно отзывается о магических практиках ранних христиан:

"Сила христиан заключается в знании имен некоторых демонов и в применении заклинаний. Чудеса, которые якобы проявил Иисус, он сумел совершить при помощи колдовства."
"Если бы сын божий был у вас действительно словом, мы бы вас похвалили. Но ваш Иисус только хвастун и колдун." (здесь Цельс передаёт мнение иудеев)
"Особенно удивительно у них следующее: они толкуют про какие-то надписи между небесными верхними кругами, особенно же какие-то - "большую и меньшую", "сына и отца"; они обещают какое-то магическое волшебство, и это для них верх мудрости. Они пользуются магией и волшебством, называя какие-то варварские имена демонов; ... Стоит ли мне перечислять всех тех, которые заповедали очистительные обряды, гимны, искупления, заговоры, биение себя в грудь, ряжение в демонов, разнообразные амулеты в виде одеяний, чисел, камней, растений, корней и вообще самых разнообразных предметов? У некоторых христианских пресвитеров я видел варварские книги, содержащие имена демонов и волшебные средства;" (критика с позиции философии)

Конечно, если следовать ветхозаветным нормам, то занятия магией (волхвование) - это тяжкое преступление. Оно наказывается смертью:
"Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. (Левит 20:27)"
Православная церковь волхвование также не приветствует. В четвёртом правиле "Номоканона" сказано, что маг, осознанно прибегающий к помощи демонов, отлучается на 20 лет, как убийца. В кодексе Юстиниана для магов предусмотрены жестокие наказания.

Однако с гностической точки зрения занятия магией вполне оправданны. Гностики не почитали несовершенного Демиурга и его закон, и часто поступали вопреки ветхозаветным установлениям.
Кстати говоря, Иисус и апостолы никогда прямо не высказывались против магии (если не считать некоторых фрагментов "Деяний", происхождение которых сомнительно). Напротив, евреи обвиняли Иисуса в колдовстве.
Иисус не только сам творил чудеса, но и других призывал последовать его примеру:
"верующий в меня, дела, которые творю я, и он сотворит, и больше сих сотворит", "если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;"

Сохранилось довольно много письменных памятников поздне-античной магии. Особо интересны греческие магические папирусы из Египта. В них упоминаются имена и сюжеты из гностических сочинений.
Вот несколько фрагментов, которые дают представление о магии гностиков: magia(15k)

Кто желает подробнее ознакомиться с историей античной магии, могут обратиться к работам Андрея Петрова. Например, прочитать его монографию "Теургия" (ссылка1 ссылка2)



vituh(26k) — симпатичное интервью Алины Витухновской, требует вдумчивого чтения и размышлений.



Послание к Евреям и гностические эоны

Ириней Лионский пишет о гностиках:
"И Павел, говорят они, многократно весьма ясно называет эти эоны, и даже соблюл и порядок их, сказав так: во все роды веков века (Еф. 3:21). Да и мы, когда, при благодарениях говорим: во веки веков, означаем этих же эонов. И где только употребляется век или века, везде они находят указание на этих эонов." ("Против ересей")

Он считает, что гностики сами выдумали иерархию эонов. Но если мы обратимся к каноническим текстам, а именно - посланию к Евреям, то увидим, что некоторые места трудно истолковать иначе:

"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки(эоны-греч) сотворил." (Евр. 1:1)

"Верою познаем, что веки(эоны) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое." (Евр. 11:3)

Понятно, что слово "эон"-век встречается во многих местах Нового Завета, но здесь оно употребляется именно в гностическом смысле. Как получилось, что Ириней этого не заметил? Ведь в своей книге он цитирует послание к евреям, хотя прямо его не называет.

Несмотря на то, что существуют серьёзные сомнения в павловом авторстве этого послания, в церкви оно считается древним и богодухновенным:
http://www.blagovestnik.org/bible/macdonald/md65.htm

Следовательно, иерархия эонов это не выдумка гностиков.



puma(11k) — "Цунами и теодицея. Гностический взгляд", Джереми Пума;
я не со всем согласен в этой статье, но разбор несообразностей "традиционных" монотеистических религий (в основном традиционного христианства) выполнен безупречно.



Новое
pavel_hrono(58k) — "Апостол Павел. Сверка хронологий канонических текстов", Влад Вальберг.

В статье сопоставляются два варианта хронологии служения апостола Павла: по версии Послания Галатам и по версии Деяний Апостолов. В этих канонических текстах есть существенные разногласия в описании жизни апостола. Автор приходит к выводу, что книга Деяний не является достоверным источником информации, а скорее является результатом мифотворчества "ортодоксов". Исследования автора подтверждают выводы Поля Луи Кушу.



"Гностические" картины Здислава Бексинского:

beks_1   beks_2   beks_3   beks_4  

beks_5   beks_6   beks_7   beks_8  

beks_9   beks_10   beks_11   beks_12   beks_13  

beks_16   beks_14   beks_15  

Взял отсюда: www.gnosis.art.pl
Rambler's Top100